Вход

Уполномоченный по правам ребенка
 

Основные направления деятельности уполномоченного на 2016-2017 г

Архипова Анна Сергеевна

Целью работы школьного омбудсмена является оказание всесторонней помощи всем участникам образовательного процесса в приобретении опыта демократического поведения и взаимодействия.       

УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА!

       К уполномоченному по правам в школе (ОМБУДСМЕНУ) могут обращаться и учителя, и родители, и ученики.

      Если вы считаете, что Ваши права, права Вашего ребёнка как участника образовательного процесса были нарушены – обращайтесь к ОМБУДСМЕНУ! 

      Если возникло непонимание между Вами, Вашим ребёнком и учителем, классным руководителем, администрацией школы - обращайтесь к ОМБУДСМЕНУ!

      Если Вам необходима правовая консультация в рамках функционирования школы – обращайтесь к ОМБУДСМЕНУ!

      Если Вам необходима информация о существующих нормативных и гигиенических требованиях к организации учебного процесса – обращайтесь к ОМБУДСМЕНУ!

      Если Вы хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения - обращайтесь к ОМБУДСМЕНУ!   

План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса МКОУ сош №6 на 2016-2017 учебный год.  

 Кто такой омбудсмен?

    Омбудсмен – это независимое лицо, которое расследует жалобы граждан на должностных лиц.

    Уполномоченный в школе - это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

    В основе работы Уполномоченного лежит философия сотрудничества.

    Значительная часть работы школьного ОМБУДСМЕНА – осуществление контроля за соблюдением прав и интересов участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). 

Зачем в школе нужен омбудсмен?

 Омбудсмен является гарантом защиты прав и законных интересов всех участников образовательного процесса

 Реализации на практике существующих нормативных и гигиенических требований к организации учебного процесса и условиям труда

Омбудсмен принимает участие в 

Правовом воспитании и образовании школьников 

Формировании правового пространства в школе

Знаешь ли ты?

Ты обладаешь правами

Основные права и свободы даны тебе от рождения

Твои права и свободы гарантированы законом  

Вот основные законы:         

 Всеобщая Декларация прав человека /1948г./ 

Конституция РФ /1993/  

конвенция о правах ребенка.doc

семейный кодекс.doc

закон об образовании.doc   

Знаешь ли ты? 

У тебя есть обязанности

Твои обязанности  закреплены в Уставе школы. 

 Обучающиеся в учреждении обязаны:

- выполнять Устав Учреждения;

- добросовестно учиться;

- бережно относиться к имуществу Учреждения;

- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

- выполнять правила внутреннего распорядка Учреждения;

- выполнять требования дежурного администратора, учителя, ответственного за эвакуацию в ЧС в соответствии с планом;

Что даёт школе работа ОМБУДСМЕНА?

 ДЕТЯМ

         Чувство правовой защищённости

         Понимание, что нужно жить по правилам, что у других людей тоже есть права и их нужно уважать

         Понимание, что конфликты можно и нужно решать мирно, договариваясь

РОДИТЕЛЯМ

         Спокойствие, т.к. вероятность, что ребёнка обидят или унизят, уменьшается

         Понимание, что в конфликтной ситуации есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав - кто виноват, не вводя конфликт в официальное русло 

УЧИТЕЛЯМ

         Осознание границ своих полномочий

         Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт

ШКОЛЕ

         Изменение самой атмосферы

         Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества

Разрешение конфликта.

В современном мире конфликтные ситуации являются распространенными явлениями. Одним из источников конфликта считается разнообразие, в силу которого, якобы, возникает несовпадение взглядов и мнений, а затем и нетерпимость к отличной точке зрения. Тем не менее любая конфликтная ситуация преодолима на основе справедливых, ненасильственных методов поведения. Умение верно оценить причины конфликта и прийти к разумному, взаимоприемлемому решению – залог толерантности.

Шесть ступенек к разрешению конфликта.

Чего я так хочу, что это привело к конфликту? Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?

Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Например, спорим ли мы из-за футбольного мяча или же из-за того, в какую играть игру во время перемены, и какую смотреть телевизионную программу?

Могу ли я придумать решение, при  котором мы оба получим, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько решений нам могут подсказать одноклассники?

Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?

С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что не ошиблись? Будем ли мы придерживаться этого решения в дальнейшем?

Законодательные акты, определяющие деятельность школьного омбудсменa

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Конституция РФ

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Конвенция о защите прав и основных свобод человека

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Закон об образовании РФ

Федеральный конституционный закон  Об Уполномоченном

Федеральный закон  об основных гарантиях прав ребенка в РФ

Локальные акты

Устав школы № 6

Положение об уполномоченном по правам участников образовательного процесса

Правила школьной жизни.

Решения Большого Школьного Совета

Единые требования к учащимся

О праве детей на образование в РФ

Дополнительную информацию об Институте Омбудсмена можно найти на сайтах:

Российское образование: федеральный портал

www.edu.ru

Министерство образования Российской Федерации

www.ed.gov.ru

Виртуальная юридическая консультация

www.uristy.ru

Права человека в России

hro.org

  Полезные адреса Интернета:

Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте России Кузнецова Анна Юрьевна тел. 7(499)25-41-40   Уполномоченный по правам ребёнка в Ивановской области - Океанская Татьяна Петровна, телефон: 8(4932)32-75-99;факс8-(4932)32-75-99. Адрес  ·           153002, Ивановская область, г. Иваново, ул. Велижская, 8, офис 108; E-mail: ivanov@rfdeti.ru, Web-сайт: http://www.ivdeti.ru/;

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПОЛНОМОЛЧЕННОМ ПО ПРАВАМ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  

Глава 1. Общие положения

Ст. 1 Омбудсмен в школе

Учреждение омбудсмена – коллегиальный орган, деятельность которого направлена на защиту и восстановление прав и достоиства участников образовательного процесса.

Ст. 2 Задачи омбудсмена

Учреждение омбудсмена в школе помогает решать следующие задач:

- улаживать возникший конфликт;

- смягчать напряжённость;

- контролировать соблюдение прав, обязанностей, свобод всех участников образовательного процесса;

- способствовать совершенствованию правил школьной жизни , правовому просвещению.

Ст.3 Принципы деятельности омбудсмена

Деятельность омбудсмена строится в соответствии с принципами независимости, доступности, сотрудничества.

Ст.4 Правовая основа

Правовую основу деятельности омбудсмена составляют международные акты по правам человека, Конституция РФ, Закон об образовании, Закон об уполномоченном по правам человека в РФ, Устав школы, Правила школьной жизни, настоящее положение, Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В своей деятельности омбудсмен руководствуется также законами и иными актами РФ.

Ст. 5 Сфера действия положения

Настоящее положение действует на территории школы и распространяется на всех участников образовательного процесса.

Глава 2. Организация учреждения омбудсмена.

Ст.6 Учреждение омбудсмена, состоящее из учителя, учащихся, пользующихся доверием и авторитетом в школе, избирается на школьных выборах.

Ст.7 Советник Уполномоченного избирается сроком на 5 лет. Уполномоченные (учащиеся) сроком на 1 год.

Ст.8 Члены Совета омбудсмена освобождаются от должности в случаях:

- истечение срока полномочий;

- по собственному желанию.  

Глава 3. Компетенция учреждения омбудсмена

Ст.9 Омбудсмен действует в пределах компетенции, установленной настоящим положением и в рамках образовательного процесса. Не принимают административных решений, отнесённых к образовательным решениям и компетенции должностного лица.

Ст.10 Советник Уполномоченного рассматривает жалобы по нарушению прав, установленных Уставом школы, а также факты ущемления достоиства участников образовательного процесса.

Ст.11 Приоритетным в деятельности омбудсмена является защита прав  несовершеннолетних участников образовательного процесса.

Ст.12  Жалоба  в учреждение омбудсмена может быть подана как в письменной, так и в устной форме, и должна содержать изложение существа решения или действия (бездействия), нарушающих или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы.

Ст.13 Жалоба, помимо личной, может быть общественной или подана третьим лицом при условии согласия на это лица, права и достоинства которого, по мнению заявителя, были ущемлены.

Ст.14 Омбудсмен вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о грубых нарушениях прав участников образовательного процесса либо лиц, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.

Ст.15 Приступив к рассмотрению жалобы омбудсмен вправе обратиться к любому из участников образовательного процесса за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.  В проверке не может участвовать лицо, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

Ст.16 При проведении проверки Советник Уполномоченного вправе:

- беспрепятственно посещать любые уроки, родительские собрания,  заседания Совета школы, педагогические Советы и совещания при директоре;

- получать объяснения по вопросам, подлежащим выяснению от всех участников образовательного процесса;

- запрашивать и получать от администрации школы документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

- проводить самостоятельно или совместно с другими школьными органами и директором школы проверку деятельности участников образовательного процесса, относительно которых омбудсмен располагает информацией о грубых нарушениях участников образовательного процесса или унижения их достоинства;

- по вопросам своей деятельности Советник Уполномоченного пользуется правом безотлагательного приёма руководителями школы.

Ст.17 Советник не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя.

Ст.18 В случае установления нарушения прав Советник принимает следующие меры:

- содействует решение конфликта путём конфиденциальности согласительной процедуры;

- в случае недостижения соглашения или отказа одной из сторон принять рекомендации Советника решение может быть доведено через средства информации до сведения всех участников образовательного процесса.

Ст.19 Если по результатам рассмотрения жалобы Советник приходит к выводу о грубом  нарушении прав либо унижении достоинств участников образовательного процесса, он вправе ставить перед директором школы о привлечении к дисциплинарной или административной ответственности.

Ст.20 Советник Уполномоченного вправе обратиться к педагогическому (школьному) Совету с предложением о создании комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод участников образовательного процесса, а также участвовать в работе указанной комиссии.

Ст.21 Советник вправе обращаться с предложениями об изменении и дополнении правил школьной жизни, настоящего Положения, Устава школы. Входить с рекомендациями по совершенствованию и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Ст.22 По окончании календарного года учреждение Советника направляет доклад о своей деятельности педагогическому Совету и Совету школы.

Ст.23 Должностные лица школы не вправе вмешиваться в деятельность учреждения омбудсмена с целью повлиять на его решения в интересах отдельного лица, и равно воспрепятствовать деятельности омбудсмена.

Принято на общешкольном собрании всех участников образовательного процесса.     

Отчёт о работе Уполномоченного по правам участников образовательного процесса за 2014-2015 учебный год

                                   


| Департамент образования Ивановской области

Рабочий центр |