Образовательные стандарты
Первый образовательный стандарт в России для школ появился в 2004 году, он назывался Федеральный компонент государственного стандарта образования(ФКГОС). Этот документ касался сразу всех классов – с первого по одиннадцатый. В 2016-17 учебном году ФКГОС действовал для обучающихся с 7 по 11 классы.
С 2011 года в действие вступили федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – требования, предъявляемые образовательным программам разного уровня обучения, образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС для начальных классов вступил в силу в 2011 году, для обучающихся 5-9 классов вступил в силу в 2015 году:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО )
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
В 2017-18 учебном году по ФГОС второго поколения в нашей школе обучались учащиеся 1-4 классов и 5-7 классов. Для реализации требований новых стандартов в школе созданы все необходимые условия для успешной учебы и плодотворной работы педагогов. Материально-техническая база школы и учебно-материальное оснащение образовательного процесса способствуют созданию соответствующей образовательной и социальной среды и обеспечивают введение и реализацию ФГОС НОО и ФГОС ООО. Для занятий физкультурой и спортом в школе функционирует спортивный зал. На пришкольном участке расположен школьный стадион, включающий волейбольную и баскетбольную площадки, беговую дорожку, спортивный городок. Оборудована площадка для пляжного волейбола и футбольное поле. С января 2015г. начала функционировать сенсорная комната. На сегодняшний день школа располагает необходимой технической базой: имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. В учреждении создано единое информационное пространство. Педагоги имеют необходимый уровень образования, квалификационные категории и стаж работы.В школе организовано психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Обучающиеся с нарушениями речи имеют возможность посещать логопедические занятия. Оснащение логопедического пункта соответствует требованиям СанПиН. Для организации досуговой деятельности и дополнительного образования детей в школе используются спортивный зал, библиотека, кабинет здоровья, кабинет дополнительного образования.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам общего образования. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.Модель системы внутренней оценки достижения планируемых результатов включает оценку педагогов. Посредством ряда оценочных процедур: текущих и тематических проверочных работ, срезов, наблюдений, тестирований, диагностических исследований, стартового, промежуточного, итогового контроля отслеживается состояние и динамика (индивидуальный прогресс ученика) освоения ФГОС. Ведется банк КИМов.
С учетом требований ФГОС созданы и реализуются программы внеурочной деятельности. Для реализации программ привлечены педагоги школы и педагоги дополнительного образования. Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Эта деятельность позволяет эффективно решать задачи воспитания и социализации обучающихся. На занятиях для работы предложены такие технологии, как: проектная деятельность, дифференциация по интересам, информационные и коммуникационные технологии, игровые технологии, обучение на основе «учебных ситуаций», социально – воспитательные технологии, технология саморазвития личности учащихся. Система организации внеурочной деятельности обучающихся предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.
Внеурочная деятельность в 1-4 классах осуществляется в школе в рамках Образовательной программы начального общего образования по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.Спортивно–оздоровительное направление представлено кружком «Будь здоров» (2а класс). Программа кружка «Будь здоров» направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование осознанного отношения к здоровому и безопасному образу жизни. Духовно-нравственное направление представлена кружками «Земля наш общий дом» (1а класс) и «Азбука родного края» (4а класс). Программа кружка«Земля наш общий дом» направлена на формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Программа кружка «Азбука родного края» направлена на формирование основ краеведения и развитие исследовательской деятельности по изучению родного края. Социальное направление представлено кружками «Моя безопасность» (1а класс) и «Твори добро» (4а класс). Программа кружка «Моя безопасность» позволит обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа кружка «Твори добро» направлена на развитие подросткового добровольческого движения и возрождение традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Общеинтеллектуальное направление представлено кружками «Информатика вокруг нас» (2а класс), «Хочу все знать» и «Школа развития речи» (3а класс). Программа кружка «Хочу все знать» позволит создать условия для формирования интеллектуальной активности; расширить и углубить знания по математике и русскому языку. Программа кружка «Информатика вокруг нас» направлена на формирование у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Программа кружка «Школа развития речи» направлена на языковое развитие учащихся, формирование умений и навыков устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции младших школьников. Общекультурное направление будет реализоваться через воспитательную работу.
План внеурочной деятельности в 1-4 классах
направления |
реализуемые программы |
1а |
2а |
3а |
4а |
Спортивно-оздоровительное |
Будь здоров |
|
1 |
|
|
Общекультурное |
Реализация через воспитательную работу |
|
|
|
|
Общеинтеллектуальное |
Хочу все знать |
|
|
1 |
|
Информатика вокруг нас |
|
1 |
|
|
Школа развития речи |
|
|
1 |
|
Социальное |
Моя безопасность |
1 |
|
|
|
Твори добро |
|
|
|
1 |
Духовно-нравственное |
Земля наш общий дом |
1 |
|
|
|
Азбука родного края |
|
|
|
1 |
Итого: |
2 |
2 |
2 |
2 |
Внеурочная деятельность в 5-7 классах организуется по следующим направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и духовно-нравственное. Социальное направление представлено кружками «Лидер XXI века» (7а класс) и «Твори добро» (5а класс). Программа кружка «Лидер XXI века» направлена на развитие и реализацию лидерского потенциала школьников через коллективную деятельность. Программа кружка «Твори добро» направлена на развитие подросткового добровольческого движения и возрождение традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Общеинтеллектуальное направление представлено кружком «Компьютерный мир» (5-6 классы) . Программа кружка «Компьютерный мир» способствует формированию у обучающихся информационной компетентности. Духовно-нравственное представлено кружком «Азбука родного края» (5-7 классы). Программа кружка «Азбука родного края» направлена на формирование основ краеведения и развитие исследовательской деятельности по изучению родного края. Социальное, физкультурно-спортивное и оздоровительное и общекультурные направления будут реализоваться через воспитательную работу.
План внеурочной деятельности в 5-7 классах
направления |
реализуемые программы |
5а |
6а |
7а |
Общеинтеллектуальное |
Реализация через воспитательную работу |
|
|
|
Физкультурно-спортивное и оздоровительное |
|
|
|
Общекультурное |
|
|
|
Общеинтеллектуальное |
Компьютерный мир |
1 |
1 |
|
Социальное |
Лидер XXI века |
|
|
1 |
Духовно-нравственное |
Азбука родного края |
1 |
1 |
1 |
Итого: |
2 |
2 |
2 |
Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по основным направлениям развития личности в таких формах, как заседания, кружки, олимпиады, экскурсии, конкурсы, соревнования, поисковые и проектные исследования. Все формы представлены в рабочих программах внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения программы. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся должны научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Также в рамках внеурочной деятельности ведется коррекционная работа с детьми, требующими особого внимания, психолого-педагогической коррекции. Это индивидуальная работа по постановке устной речи, почерка, письменной речи.
Важный аспект апробации ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. Школой, в лице директора Рекутиной Г.Е., был подписан общественный договор с родителями в отношении ожидаемых результатов образования, с распределением взаимных обязательств между всеми участниками образовательного процесса. Родители обучающихся активно привлекаются к организации внеучебной деятельности.